Город Пушкин - Форум жителей: О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ - Город Пушкин - Форум жителей

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ

#1 Пользователь офлайн   Смирнов Игорь Павлович 

  • Энтузиаст
  • PipPipPipPip
  • Группа: Суперпользователи
  • Сообщений: 89
  • Регистрация: 01.11.2012

Отправлено Saturday, 04.08.2018 - 13:29

О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ

Те из наших граждан, которые внимательно следили за революционными собы¬тиями 80-х – 90-х годов в России не могут не помнить о том, что президент новой России Ельцин неоднократно призывал всех граждан подумать о новой на-циональ¬ной идее. Его окружение понимало, что захватом власти в стране револю-ция не кончается. Власть нужно ещё и удержать! Кто-то из древних мудрецов ска-зал, что сидя в седле можно захватить власть, покорить народ, но управлять им, сидя в седле, нельзя. Кроме силовых, разбойничьих методов нужны и другие, ме-тоды воздействия на сознание людей, привлекательные для них и, прежде всего, вдохновляющая национальная идея. Однако тогда призывы Ельцина к размышле-ниям, широкого отклика не получили. Народ удовлетворился примитивным при-зывом властей «обогащайся, как можешь!» Животное начало в человеке востор-жествовало. Наиболее активные наши сограждане, прежде всего, диссиденты, «коммунисты» и «комсомольцы», с благословения властей создали первые част-ные банки и инвестиционные фонды, и, завлекая в них наших доверчивых граждан баснями, стали отбирать у них советские накопления. Тут же подключился Чубайс с его приватизацией, обещанием двух «Волг» за ваучер и, вообще, «молочных рек с кисельными берегами». Остатки советских накоплений граждан обесценил Гай-дар своей шоковой терапией, залечив миллионы людей до голодной смерти. Ос-новная масса народа потеряла всё, что было, зато появились алчные и бессовест-ные миллионеры, и миллиардеры – опора нового буржуазного режима в стране. В одураченном народе проснулась спящая при социализме зависть, вера в скорое всеоб¬щее обогащение, непомерное потребительство, а в стране - сопутствующий стадии накопления капитала бандитизм. Национальная идея «обогащайся, как мо-жешь!» сработала! Однако долго существовать она не могла – хватать и делить стало нечего!
Что же такое «национальная идея»? Первоначально обратимся к словарю иностран¬ных слов.
Идея – греч. (idea) – мысль или представление о некоем предмете; в широ-ком смысле – общее понятие о каком-либо предмете или явлении; основная мысль литера¬турного произведения.
Нация – лат. (nation) – народ, население.
Таким образом, «национальная идея» - суть основная мысль, общее пред-ставле¬ние о нации (народе), его задачах и цели существования на каком-то вре-менном интервале.
Естественно, представление самого народа о себе может отличаться от пред-ставле¬ния о нём других народов. По определению национальная идея, как фило-софская категория, отражающая общественное сознание, не может быть не свя-зан¬ной с особенностями данного народа – его национальным характером, усло-виями существования, историей, исповедуемой религией, моралью и т.д. Мы не станем подробно останавливаться на понятии «нация». Оно требует особого вни-мания. Постараемся в этой статье вкратце рассмотреть только понятие «нацио-нальная идея» и её влияние на общественную жизнь России. О том, что она необ-ходима стране, свидетельствует вся история человечества.
После того как идея «обогащайся!» исчерпала себя, а внешняя политика пре-зидента Путина вызвала недовольство Запада и соответствующее ощущение неус-тойчивости нынешнего политического режима в России, власти обратились к по-иску другой национальной идеи, более соответствующей времени. Теперь, по сло-вам Путина, национальной идеей России может быть только идея патриотизма на-рода. Напомним, что патриотизм это любовь к Родине и готовность к её защите. Однако за что должен любить современную Россию обыватель? За развал народ-ного хозяйства, безработицу, свою бедность, бесправие, инфляцию, нестабиль-ность жизни? За фантастически быстрое, бессовестное и жестокое расслоение об-щества? За появление тысяч наглых и алчных миллионеров и миллиардеров? За отсутствие обнадёживающей перспективы? За утрату своей страной самобытности и уважения в мире? Вспыхнувший было после присоединения Крыма патриотизм, быстро затухает в сознании народа в связи с предательством русских людей на Украине и неустанной работой пятой колонны. Известно, что патриотизм народа зиждется на гордости за свою Родину. Чем же сегодня может гордиться россия-нин? Разве только спортивными победами в Сочи! Да и то этому подвержены только жители сравнительно благополучных Москвы и Санкт-Петербурга, плюс нувориши окраин. Остальных россиян это не трогает - забот о хлебе насущном хватает, а спортивные медали слишком дорого обходятся бюджету России! Мож-но бы за их счёт поднять жизненный уровень хотя бы самых беднейших слоёв на-селения. Не время добиваться такой ценой громких спортивных успехов, когда 23 миллиона россиян живут за чертой бедности, а МРОТ ниже прожиточного мини-мума! Так что, на длительную перспективу идеи патриотизма явно рассчитывать не приходится. Дай Бог, чтобы помогла сохранить русское государство в случае вооружённого нападения на нашу страну. А это не очередная страшилка, а про-гноз серьёзных политологов!
Однако вернёмся к сущности национальной идеи.
Ещё Гераклит говорил, что всякому человеку приятно чувствовать себя жи-телем могучего, уважаемого государства. Однако национальная идея есть нечто большее, чем естественное стремление народа к могуществу и независимости сво-его государства. Она преследует более высокие цели. В ней выражается не только то, чего желает нация для себя, но и то чем она желает быть для всего остального мира.
Так, например, англичанина давно вдохновляет идея своего избранничества, призвание диктовать законы всему миру, держать Европу в состоянии равновесия. На этом основана идея величия Британской империи. За английской политикой стояла и стоит именно эта идея. Именно этим объясняется то единство, которое обнаруживают англичане и то упорство, на которое они способны в трудные вре-мена своей истории.
США после Второй мировой войны заняли место Британии в мире. Поэтому американец руководствуется ныне теми же идеями своего избранничества.
Француз стремится не к политическому, а к духовному лидерству в мире. Его национальная идея – культурная миссия. Мода издавна родится в Париже.
Немец колеблется между политическим и духовным лидерством.
Русский же отличается от европейца и американца. Его фундаментальной национальной идеей является идея спасения человечества! Это хорошо проявляет-ся в различных движениях и при различных политических режимах в России. При царском Дворе она облачалась в самодержавные одежды, у славянофилов – в ре-лигиозно-философские, у панславистов – в народные, у анархистов и большевиков – в революционные. Поскольку у русских теория и её реализация, культура и по-литика пронизывают друг друга, то поиск национальной идеи для нас важен как ни в одной другой стране. Русские люди всегда связывают политические пробле-мы с проблемами человеческого бытия, судьбу своего народа с судьбами других. Таким образом, поиск национальной идеи у русских имеет высокий духовный смысл. Многие мыслящие люди в мире признают, что русские всегда стремились иметь самую глубокую по смыслу и всеобъемлющую национальную идею – идею спасения человечества! То, что движет русскими в личной жизни – забота о высо-кой нравственности - движет ими и в международной жизни. Они привносят в мировую политику тот дух мессианства, которым преисполнена их душа. Идея спасения мира – это выражение братского чувства и человечности в мировом масштабе. «Человечество должно быть спасено целиком. Спасено как нечто це-лое!» - считает русский человек. Смысл национального существования для истин-но русского человека в том, чтобы совершенствоваться до общемировой культу-ры, которую он и внесёт в мир. «Назначение русского человека, - писал Достоев-ский, - есть всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, значит стать братом всех людей. Для истинно русских людей Европа и судьба всей арийской расы также дороги, как и Россия. …Наша судьба – это судьба мира!»
В политике русский стремится к примирению, к восстановлению целостно-сти. Разве не об этом говорят последние события в Сирии!?
Россия охотно чувствует себя средним звеном, сближающим два противопо-ложные. Даже русские секты, малые осколки общества, и те имеют целью сбли-жение людей. «В единении наша сила, - говорил Сергий Радонежский, благослов-ляя русское воинство на битву с татарами, - любовью и единением спасёмся!»
Разве не вытекает это стремление к единению из общинного характера жиз-ни русского народа!? На Руси всегда люди жили деревнями, сёлами, городами, а не хуторами как на Западе! Потому-то в СССР довольно легко удалось создать колхозы, в отличие от бывших Стран народной демократии. Высшая ценность русского человека – общинность!
Думается, что идея мессианства – спасения человечества – зародилась в рус-ской душе в глубокой древности. Ведь ещё во времена нашествия на Запад волн кочевников Востока древняя Русь, безусловно, спасала от них Европу. Тогда, мо-жет быть, и не осознанно. Однако гены русских людей сохранили эту всеспаси-тельную идею. Российским императором Александром I владело мистическое чувство, что он и его империя просто призваны спасти Европу. Эти мысли после победы над Наполеоном привели к созданию «Священного Союза». Александр видел себя Богом избранным защитником легитимности в борьбе против анархи-стов-якобинцев во всём мире. В данном случае политический мессианизм родился в голове монарха. Подобными мыслями руководствовался и Николай I, двинув-ший свои войска в 1849 году в Венгрию на защиту Габсбургов, хотя это и ничего не давало ни империи, ни царскому Двору.
Первыми недвусмысленно высказали русскую национальную идею как все-человеческое спасение славянофилы, движение которых было сначала не полити-ческим, а культурным. Целью его было создание свободного народного общества. Из этого движения родились не только творцы русской национальной идеи, но и основатели регулярной русской философии. К середине XIX-го века движение об-рело веру в грядущее величие и миссию России. «Мы призваны, - писал Чаадаев, - завершить большую часть проблем социального порядка, большую часть идей, возникших в старых обществах (Европе), ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». С тех пор русская национальная идея сосредоточилась на отношениях Европы и России. Возникла мысль: Европа сгнила и достойна ги-бели, а Россия призвана освободить Европу от её цивилизации или освободить мир от Европы, иными словами, спасти и Европу, и мир. Православие превозноси-лось как истинное (духовное) христианство в отличие от европейского (прагмати-ческого). Утверждалось, что римская церковь родилась от апостола Петра, отрёк-шегося от Учителя, а Русская Православная – от Иоанна, которого особенно лю-бил Христос. Это противостояние церквей, кстати, существует и поныне, хотя и предпринимаются попытки примирения. В целом, замещение престарелой Европы Россией стало рассматриваться как проявление мирового закона. Учение славяно-филов примыкает к более общему учению о закате Запада и пробуждении Восто-ка. Тот факт, что именно русские увидели разложение Запада, а в Европе еврей Маркс и полу славянин Ницше объясняется тем, что они не были европейцами и смотрели как бы со стороны. Кроме того, как известно, мы всегда видим более от-чётливо то, что желаем видеть.
Благодаря славянофильству русские осознали, что Россия представляет со-бой не какую-то отсталую славянскую часть Европы, а сама способна построить свой собственный культурный мир. Так зародился панславизм.
Поначалу панславизм тоже был чисто этическим движением обновления, направленным против европейского фронта. Движение обращалось к родственным по крови народам с призывом протянуть руки друг другу – объединиться, для за-щиты братьев по христианской вере, освободить братские народы от гнёта турок и германцев. Однако идею оседлал царизм, и она стала работать на его имперские планы. Царистский панславизм, как и всякий империализм, есть издёвка над идеей братства – попытка русифицировать нерусских славян, а так же поляков, литовцев, латышей, эстонцев. Увы, случается, что возвышенные идеи извращаются. В отли-чие от царского панславизма, целью которого было водружение креста над хра-мом Софии в Стамбуле, в глазах русского народа это была не политическая или экономическая, а религиозная цель. Русские – это не европейцы. Славяне вне Рос-сии воспринимали панславизм как братское движение. О славянских взаимных чувствах говорят не только русские источники. Ведь не русский, а словак Херкель ввёл термин «панславизм». Правда, в 1917 году термин изменил направленность от славян к пролетариям всего мира.
Несомненно, политические идеалы России участвуют в духовном развитии русской души, в том числе и в повороте от мессианства к нигилизму, от анархизма к большевизму. Так Герцен и Бакунин, основоположники русского анархизма, обычно рассматриваются как «западники». Однако они всё же ближе к славяно-филам, чем к европейцам. Герцен, например, был уверен в близком банкротстве Европы. Он видел в русском мужике мессию, спасителя мира и живое олицетво-рение идеи всеединения, а Бакунин считал, что смыслом русской мудрости долж-но стать отрицание Запада. Даже у этих «западников» видим враждебность к Ев-ропе и твёрдую веру в русскую миссию. Только у них акцент сделан не прямо на спасение, а прежде на разрушение современного им мира. С превращение же его в развалины и начнётся спасение человечества от Европы. Они не ставили вопроса о том, что же должно занять место старого, сгнившего, они ограничивались отрица-нием. Они были «вершителями Страшного Суда», без которого, по их мнению, не может быть воскресения.
То, что было у анархистов лишь учением, у большевиков превратилось в ре-альную политику. Таким образом, большевизм – это русская попытка спасения человечества. Целью его было спасение человека эксплуатируемого. Путь к этому лежал через разрушение, революцию. Мировая политика при этом направляется на разрушение старого мира. А разве нынешняя мировая политика, проводимая либералами Запада, отличается от большевистской!? Однако цели у них противо-положные. Если большевики стремились спасти большинство униженных и ос-корблённых, эксплуатируемых людей от власть имущего меньшинства, то либера-лы спасают власть имущее меньшинство – буржуазию - от эксплуатируемого ею большинства! Очевидно, только на обломках старого, отслужившего возводится нечто принципиально новое! Претензии могут быть предъявлены только к мето-дам разрушения! Так, что же прогрессивнее, гуманнее и справедливее: политика и цели большевиков или либералов - глобалистов!? Вопрос, конечно, риторический.
Уместно заметить, что хотя цели у тех и других разные, но методы их дос-тижения поразительно близки! Кроме того, вспомним, что большевизм принял идеи и методы Запада, но использовал их как оружие против него самого. Инте-ресно, что русские большевики (коммунисты) к решению своей задачи приступи-ли со свойственной им страстностью. Так, например, в 1918 году, когда в Москве свирепствовал жесточайший голод, рабочие собирали муку для помощи голодаю-щим рабочим Германии. Европейцы восхищались русской жертвенностью им са-мим вовсе не свойственной. Так может поступать только тот, кто считает себя спасителем! В русском большевизме со всей очевидностью проявилось чувство братства, общинности. И это существенный признак русскости, основная черта русского национального характера, которого никак не могут понять европейцы, говоря о загадочной русской душе. В большевизме соединились мессианство сла-вянизма с мессианством марксизма. Согласно Конституции СССР 1936 года (ста-линской!) любое государство трудящихся считалось братским и достойным защи-ты! Разве это не протянутая рука всем народам Земли? Ни одна Конституция мира не содержит подобной статьи. Таким образом, большевики русский мессианизм поместили в революционную форму, не исключая полностью национальное; клас-совую миссию соединили с русской национальной. Кстати в марксизме мысль о мировой революции не выражена категорично. Её внесли русские. Бухарин писал: «Коммунистическая революция может победить только как мировая». Ни одна предшествующая революция не обращала взора за пределы национальных границ. Широта же русской души охватила весь земной шар! Мы здесь не говорим о реа-лизуемости этой идеи. Мы говорим только о русском мессианстве. Русскому ду-ху не свойственен холодный расчёт. Русский человек, верящий в мировую рево-люцию, не стал бы жертвовать жизнью ради этой идеи, если бы не верил, что та-ким образом принесёт счастье своим пролетарским братьям за рубежом. Мечта, идея спасения человечества, которой издавна живёт русский человек, вовлекла сюда и русского коммуниста. И хотя большевизм и вытеснил предыдущую форму национальной идеи (панславизм), но не затронул её сердцевины – русского месси-анства.
Таким образом, русская национальная идея в разные времена принимала раз-ные формы: «Священный Союз» имел монархическую трактовку, панславизм - народную, мировая революция – революционную. В первом случае её носителем был царствующий Дом, во втором – раса, в третьем – пролетариат. Защите монар-хии, освобождение славян, освобождение пролетариата – вот её идеалы. Общим является то, что она не ограничивалась рамками России, а направлялась на служе-ние всему человечеству. Как отмечалось выше, русская национальная идея в раз-ные времена выражала не только то, чего хотела нация, но и то, чем она желала быть для мира. Русских заставляла выходить за пределы своей страны главная черта их национального характера – общиннось и всё что с этим связано, что за-крепилось в их душе генетически. К счастью, эта черта пока не утрачена большин-ством русских людей и сегодня! И это обнадёживает, вселяет некоторый опти-мизм. Пока русская национальная идея не распространилась на весь мир, хотя по-стоянно выходит за пределы своей страны. Это станет возможным, когда она со-единится с идеей справедливости в равенстве, то есть с коммунистической идеей.
Однако вернёмся от истории к практике недавнего прошлого и сегодняшне-го дня. После Великой октябрьской социалистической революции национальной идеей в СССР стала идея построения социализма: освобождение трудящихся от власти золотого тельца и вечной нужды, построение справедливого в равенстве общества. В 20-х – 30-х годах эта идея сплотила многонациональный народ, обес-печила победу в Великой Отечественной войне, по сути, над всей Европой и вос-становление разрушенного войной. Надо признать, что претворялась эта идея в жизнь жёсткими методами «кнута и пряника», но кто знает другие методы, тем паче, для режима острого дефицита времени? К сожалению, Сталин не оставил достойных политических наследников. Хрущёв идеологией занимался плохо, на-циональную идею (вольно или не вольно?) исказил. Его идея построения к 1980-му году коммунизма была фантастична. В результате народ утратил веру во власть. Общество постепенно расслоилось на «коммунистическую верхушку» и её послушных слуг. Марксистская идеология на глазах устаревала и не развива-лась. Всем этим воспользовались диссиденты (пятая колонна) и их хозяева – За-пад. Ему издревле досаждала Россия с её огромными пространствами и мессиан-ством. В страну была вброшена идея потребительства, наивный русский народ уверовал, за что и был жестоко наказан. Большинство сегодня «кусает локти»! В настоящее время в идею всеобщего обогащения мало кто верит. Власть, чтобы удержаться у «кормушки», ищет новую национальную идею, которая бы сплотила население в народ и защитила её от подобных себе западных хищников. Такой идеей Путин назвал патриотизм, который особенно необходим в случае воору-жённой агрессии. Мало вероятно, что его возможно быстро воспитать в народе обманутом, расслоённом и утратившем веру во власть. А вооружённый конфликт с ополчившимся на Россию Западом неумолимо приближается! Русский народ рискует потерять не только своё государство, но и свою русскую цивилизацию.
Наша национальная идея, безусловно, должна быть русской по духу, то есть соответствовать основной черте русского национального характера (общинности), ибо 86% населения России – русские. Только они могут повести народ к постав-ленной цели. По традиции национальная идея должна быть мессианской, направ-ленной на спасения человечества от западной гнилой, неолиберальной, глобалист-ской идеи создания единого государства на планете по американскому образцу, под управлением мирового олигархического правительства. Нашей целью должно стать создание миролюбивого, справедливого в равенстве русского независимого, самодостаточного (автаркического), идеократического (управляемого не рабами денег, а людьми, служащими гуманной идее!) государства! Иными словами, тре-буется обращение к полузабытой евразийской идее с дальнейшим распростране-нием её по всему миру. Носителем этой национальной идеи должен стать трудо-вой русский народ, уже испытавший прелести либерализма и уставший от три-дцатилетней нестабильности, несправедливости, хаоса, бедности и отсутствия привлекательной перспективы. Внести эту идею в сознание обывателя и распро-странить – обязанность интеллигенции. Для этого ей надо потрудиться! Нацио-нальная идея должна объединить народы России и вдохновить на достижение по-ставленной благородной цели. Прежде всего, в условиях нынешнего мирового всестороннего кризиса, - на сохранение русской государственности и русской ци-вилизации. Патриотизм, проповедуемый Путиным, годится только на сегодняш-нем этапе. В перспективе Русской национальной идеей должно стать Евразийство!

Смирнов И.П. публицист
0

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему