Город Пушкин - Форум жителей: Статья "Человек, война, армия" - Город Пушкин - Форум жителей

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Статья "Человек, война, армия" Человек, война, армия

#1 Пользователь офлайн   Смирнов Игорь Павлович 

  • Энтузиаст
  • PipPipPipPip
  • Группа: Суперпользователи
  • Сообщений: 89
  • Регистрация: 01.11.2012

Отправлено Monday, 17.12.2012 - 19:42

ЧЕЛОВЕК, ВОЙНА, АРМИЯ


Добро и зло воюют. Мир в огне.

(Омар Хайям)

Вражда – отец вещей.

(Гераклит)



Уже философы древности хорошо понимали, что сама жизнь является постоянной борьбой за существование индивида, за сохранение рода, вида, семьи, племени, государства и т.д. Приходя в этот мир, мы принадлежим к какой-то человеческой общности, которым всегда что-то или кто-то угрожает. Мы просто обречены рано или поздно встать на защиту своих или чьих-то интересов, включиться в борьбу, стать участниками каких-то битв. Сегодня многие любят рассуждать о пацифизме, о том, что мир во всех случаях лучше войны. При этом часто ссылаются на миролюбие христианства, на проповеди Христа, на Библию. Однако при этом забывают о том, что Христос в своих проповедях говорил чаще всего не о мире в смысле времени покоя, отсутствия войны, боевых действий, а о мире в смысле горнем, космическом, всеобъемлющем, духовном. Дело в том, что произошла путаница. Эти два понятия, выражаемые одним словом, до революции 1917 года и соответствующих реформ русского языка отличались написанием слова «мир». Форма «мир» означало покой и отсутствие войны, а форма «мiр» - мир космический. Нельзя забывать и о том, что само христианство ведёт многовековую войну с Антихристом и его последователями, желая погибели Сатане и, скорбя и молясь за обманутых им. «Не мир принёс я вам, но меч!» - говорил И. Христос. Говоря о миротворцах, он имел в виду творцов мира духовного. Да и словосочетание «Бог Савоаф», упоминаемое неоднократно в Библии, переводится с древнееврейского языка как Бог воинства. Иными словами, христианское учение нельзя считать пацифистским, в принципе отрицающим войну и призывающим к миру любым путём! Вспомним хотя бы благословение Сергием Радонежским своих иноков на борьбу с татарами на Куликовом поле или святого Георгия, предводителя небесного воинства, особо почитаемого в России!

Является неопровержимым фактом, что человечество на протяжении всей своей истории вело войны. Это легко доказывается примером нашей страны. Россия в силу своего геополитического положения на протяжении всей своей истории постоянно воевала со своими соседями на Западе, на Юге и на Востоке. Подсчитано, например, что от Куликовской битвы (1380 год) до Брест-Литовского мира (1918 год) Россия провела в войнах 334 года, в том числе воевала 134 года не «один на один», а против различных союзов и коалиций. Соперничество с некоторыми государствами продолжалось столетиями. Наиболее напряжёнными оказались XVI и XIX века. Со Швецией было 8 войн, занявших 81 год; с Польшей -10 войн (64 года); с Турцией – 12 войн (48 лет); с Крымским ханством – 8 войн (37лет); с Персией – 4 войны (26 лет) и т.д. О двух жесточайших Мировых войнах XX века, унёсших десятки миллионов человеческих жизней, знает каждый! Да и сегодня мы живём далеко не в мирной среде! О войнах в Югославии и на Ближнем Востоке: в Ираке, в Афганистане, в Ливии, в Тунисе, в Египте, в Сирии тоже всем хорошо известно. Никак не оставляют в покое и Россию наши мировые соперники и «доброжелатели». «Нельзя не согласиться, что против нас сегодня ведётся полномасштабная война», - ещё несколько лет назад сказал бывший Министр обороны С. Иванов. «В мире идут завуалированные торговые войны!» - недавно признал Президент Путин. Не раз повторял в своих проповедях это и Патриарх Кирилл. Иное дело, что современные войны часто и ведутся современными методами, например, воздействием не на материю, плоть, а на сознание людей! Так что слова Омара Хайяма «Мир в огне!» и сегодня актуальны, ибо, как и древнее латинское изречение «Хочешь мира, готовься к войне!» предупреждают нас о необходимости быть всегда начеку.

О возможных происках врагов люди думали, начиная с глубокой древности, поэтому ещё в те далёкие времена и начали объединяться в сообщества. Семья, род, племя, союз племён, государство – вот основные ступени развития человеческого общежития. Первоначально единственной целью объединения была потребность сохранения человека как биологического вида, защита его от подстерегающей на каждом шагу опасности – диких зверей и агрессивных соседей. С тех пор прошли тысячелетия, но защита человека от внешних и внутренних врагов и ныне является основной задачей человеческого объединения, которое сегодня называется государством. Порой, к сожалению, мы забываем об этом.

На заре цивилизации в защите соплеменников, потомства, жилища, охотничьих угодий принимали участие все члены сообщества, в том числе и женщины. Недаром сохранилась память о женщинах-воительницах – сиренах и амазонках. При необходимости и стар и млад становились воинами, брали в руки оружие и шли на битву. Надо сказать, что люди древности были более ответственны за судьбу своего сообщества, чем нынешние. В те времена всякого рода уклонистов жестоко наказывали, например, изгоняли из племени и они, незащищённые, погибали в зубах у хищников или людоедов из соседнего племени. Для наших предков признание всеобщей воинской обязанности было очевидным. Это было узаконено на уровне морали. Юриспруденции тогда не существовало, и люди обходились моральным регулированием своей жизни. Поскольку человек как биологический вид сохранился до ныне, не погиб в грызне индивидов, моральное регулирование его жизни в сообществе было достаточно эффективным.

Интересно отметить, что по мере развития человеческого вида от первобытного состояния до сегодняшнего - «гомо сапиенс», жестокость и массовость убийств в вооружённых столкновениях непрерывно возрастали. Разве мог лучник или меченосец поразить в бою столько противников как один пулемётчик, а, тем паче, пилот самолёта, несущего ядерный заряд!?

Ещё тысячи лет назад в процессе вооружённых столкновений кто-то из сообщества выделялся силой, храбростью, умением организовать битву и становился авторитетом, лидером, получал возможность диктовать свою волю соплеменникам. Его называли вождём, князем, ханом, королём или царём. То есть, сама власть, как таковая, как возможность навязывать свою волю другим людям, возникла в процессе разрешения военных конфликтов в военной среде как естественное последствие извечной борьбы живых существ. Разве не прав Гераклит, утверждавший, что вражда есть отец вещей – начало начал! А безвластие, анархия, хаос непременно ведут к гибели всякое человеческое сообщество.

На каком-то этапе развития человеческого общества произошло разделение труда, в нём возникла специализация его членов. Появились: пахари, ремесленники, духовенство. Особую группу составили люди, основным занятием которых стала вооружённая борьба, защита соотечественников от посягательства на их жизнь, свободу и имущество. Эти люди и внешне стали отличаться от других ношением оружия и другими воинскими атрибутами. Объединившись вокруг лидера, вождя, они стали особо почитаемыми, как выполняющие наиболее важную, ответственную и опасную функцию – вооружённую защиту сообщества от врагов. Так, начиная с самой глубокой древности до совсем недавних пор, во все времена и у всех народов Земли человек, посвятивший себя защите других людей, Отечества, готовый ради этого пожертвовать жизнью, стал самым уважаемым и почитаемым среди сородичей, соплеменников, сограждан! Воинская служба стала самой почётной, привилегированной и высоко ценимой обществом.

В древней Руси воинское сословие – члены княжеской дружины назывались людьми чести, в отличие от мужиков и холопов. Существует гипотеза, что слово «честь» произошло от слова «часть» - дружинник имел право на часть военной добычи. Со временем оно трансформировалось в «честь» и перешло из материальной сферы в духовную, нравственную. Понятие «честь» стало близко по содержанию к понятию «достоинство» - оценка личности обществом и самооценка, соответственно. Именно в воинской среде сформировался и Кодекс чести – правила поведения человека. Невыполнение этих правил лишало человека уважения соратников, вело к позорному изгнанию из их среды. Бесчестие часто могло окончиться не только муками Совести и Стыда провинившегося, но и его самоубийством. Честь и достоинство – ценности духовные, а высокая их значимость в человеческом обществе – яркое свидетельство его высокой духовности, высокого уровня развития в нравственном смысле! К большому сожалению, в настоящее время в нашей стране, как и высокая духовность и высокая нравственность, понятия «честь» и «достоинство» многими нашими согражданами совершенно забыты! В результате буржуазных реформ наше общество ускоренными темпами деградирует!

Высшее дворянское, изначально воинское, сословие в старой России родилось из княжеской дружины. В Своде законов Российской империи говорилось: «дворянское название есть следствие, истекающее из качества и добродетелей начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами; обращая саму службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное». Отсюда и общий титул всех дворян - «Ваше благородие», подчёркивающий принадлежность человека к роду, принесшего признанное обществом благо своему Отечеству.

Первоначально в интересах обеспечения высокой боеготовности служилые люди и жили при дворе князя. Отсюда произошёл термин «дворянство», который в письменных источниках появился в XII веке. По мере расширения Московского княжества количество дворян росло. Им стали раздавать участки земли под условие службы, как тогда говорили: «людио, конио и оружио». Дворяне были обязаны по зову князя явиться к нему вооружёнными, на лошадях вместе с ратниками, набранными из мужиков. Главной службой дворян считалась военная, но со временем они стали исполнять и другие государственные должности: судебные, налоговые, посольские. Право владеть населёнными крестьянами землями связывалось с непременной обязанностью служить князю, царю и Отечеству. Указом Петра I от 1701 года определялось, что «все служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет». Служили дворяне во времена Петра пожизненно!

Заметим, что воин во все времена, кроме нынешних, в России не работал, а именно служил! Работник может покинуть место работы по своей воле, военный человек место службы – только по разрешению командира или начальника! Дисциплина воинская не может даже сравниваться с трудовой! Потому и оплата услуг человека военного всегда называлась денежным содержанием (довольствием), а не зарплатой! Думается, что нынешнее приравнивание военной службы к труду способствует дальнейшему падению военной мощи и, соответственно, военной безопасности нашего государства и народа. А служба своему народу нисколько не унижает, а даже возвышает человека. Кстати, материальное благосостояние, богатство нашими предками рассматривалось, как условие экономической независимости и возможности целиком посвятить себя общественной, государственной службе, а не как возможность наслаждаться прелестями жизни, как это делают сегодняшние богачи! Может быть, следует вспомнить о забытой традиции!?

Служба царю и Отечеству обеспечивала воину приоритет перед другими гражданами государства. Так, Указом Петра I предписывалось, чтобы «каждый давал первое место и почести каждому обер-офицеру», то есть служащему дворянину. Чем выше был чин служилого дворянина, который обычно соответствовал заслугам перед Отечеством, тем больше почестей получал человек. Разве это несправедливо!? Так, например, полковник имел право ездить по столице империи на тройке лошадей, а не служащий князь только на паре. Служилое дворянство было потомственным, то есть передавалось по мужской линии наследникам. Это порождало интерес к происхождению и истории рода, к заслугам предков, гордость своим родом, готовность защищать честь личную и предков, удерживало от аморальных поступков и, наконец, воспитывало патриотизм – любовь к Родине и готовность встать на её защиту!

История дворянского, служилого рода оформлялась в виде письменной родословной, генеалогического дерева, родового герба. Честь служилого человека (высокая его оценка обществом) воспринималась им и согражданами как объективная реальность, вызывающая к нему особое доверие. Нарушение правил чести рассматривалось обществом как чрезвычайное происшествие. Утрата чести была, по сути, общественной смертью человека. Недаром самой высоко ценимой клятвой дворянина были слова: «Клянусь честью!» Дворянский Кодекс чести способствовал утверждению высокой морали вначале в дворянской среде, а затем и во всём обществе. От дворянства правила поведения распространялись и в купеческую среду, и в духовную, и в мещанскую, и в крестьянскую; ибо дворянство - высшее сословие, элита общества было образцом для подражания.

Атрибутом, позволяющим отличать человека служилого, уже в средние века служила особая одежда-мундир. Отношение общества к мундиру было всегда почтительным, любовным. Он служил символом воинской доблести, чести, боевого товарищества. В советское время ещё бытовало мнение, что отдание воинской чести военнослужащим не есть выражение особой чести человеку в мундире, а выражение почтения мундиру как символу Вооружённых сил страны и высшему воинскому званию, свидетельствующему о больших заслугах перед Родиной.

В России всегда очень серьёзно относились к военной форме одежды, к мундиру. В своё время всякое изменение формы санкционировалось самим императором. Военная форма всегда, вплоть до недавних времён, была самой нарядной и привлекательной мужской одеждой. Впрочем, не только мужской. Даже русские императрицы с гордостью носили её по торжественным случаям. Хорошо известны, например, парадные портреты Екатерины II в форме офицера Преображенского полка. Не говоря об императорах, в военную форму с малых лет одевались наследники русского престола. Вспомним хотя бы портрет последнего царевича Алексея. Интересно отметить, что, начиная с Петра I , российские императоры довольствовались званием «полковник».

Известно, что все русские великие князья и императоры с раннего детства обучались военному делу, имели воинские звания, военные награды, которыми очень гордились. Со времён Александра Невского, а может быть, даже ранее, существовало учебное пособие по воинскому воспитанию будущего правителя Земли русской, и занимались этим самые выдающиеся бояре. Последний российский император Николай II проходил воинскую службу в Четвёртом лейб-гвардии императорской фамилии стрелковом полку, располагавшемся в Царском Селе на месте нынешнего военно-морского института. Там же проходили службу в XIX веке все представители Дома Романовых мужского пола. Многие из них были выдающимися военачальниками.

Но вернёмся к военному мундиру. За соблюдением правил ношения военной формы во все времена, не исключая и советских, существовал строгий контроль. Виновные строго наказывались, что опять же свидетельствует о том, что военнослужащие пользовались особым вниманием властей. Например, великий русский поэт и гвардейский офицер М.Ю. Лермонтов за ношение неформенной гусарской сабли был наказан тридцатью сутками ареста с содержанием на царскосельской гауптвахте. Пристрастие к военному мундиру в русском обществе было так велико, что право на его ношение рассматривалась как высокая награда, большая честь! Этим правом специальным указом царя награждались дворяне за особые заслуги перед Отечеством. Кстати и в советское время не всем военнослужащим после увольнения из Вооружённых сил давалось это право. В приказе об увольнении особо указывалось: «Уволен с правом ношения военной формы».

Русские военные мундиры со временем изменялись, приспосабливались к потребностям каждого вида и рода войск. Повседневные отличались от парадных покроем и фурнитурой. Как уже говорилось, всякие изменения в форме утверждались высшими военными авторитетами. Но никогда военную форму одежды не доверялось конструировать людям не компетентным в военном деле и, тем паче, модным портным, как это делается сегодня, когда знак воинского отличия - погон, по определению предназначенный для ношения на плече, помещён на живот! А традиционная одежда русского солдата – серая шинель, фуражка и сапоги ныне заменены на американские образцы, совершенно непригодные для наших климатических условий и не обеспечивающие высокую боеготовность родов войск, несущих постоянное боевое дежурство. Гражданское руководство министерства обороны может и не знать, что армия существует не для показухи, парадов и разгона протестующих толп народа! Увы, слепое и бездумное подражание Западу со времён Петра I далеко не всегда было полезно России, а отказ от национальных традиций совсем не способствует росту патриотизма граждан!

Первые сведения о военных мундирах России относятся к 1661 году, когда каждый из стрелецких полков был одет в кафтан, сапоги и шапки своего особого цвета. В те времена офицеры от солдат отличались только покроем мундира. Знаки отличия в русской армии менялись многократно. Думается, особо интересна история погон – наплечных знаков различия, носимых на военной форме одежды.

Погоны и эполеты появились в русской армии в 1732 году. Первоначально они имели вид жгутов, сплетённых из металлических нитей. Словарь В.И. Даля гласит: «Погон – тесьма или ремень для носки через плечо; полоса, нашиваемая на плечо мундира». Таким образом, слово «погон» неразрывно связано с плечом человека. Ремень для носки ружья и военной сумки тоже называется погон! «Эполет – наплечник, наплечье; украшение военных в виде защиты плеча от сабли». Как видим, и погон и эполет первоначально имели вполне практическое назначение.

В 1827 году в русской армии были установлены отличия офицерских званий звёздочками на эполетах. Прапорщик на погонах и эполетах носил одну звёздочку, подпоручик – две, поручик – три, штабс-капитан – четыре, капитан звёздочек не носил, майор носил две звёздочки, подполковник – три, полковник носил погоны и эполеты без звёзд. У генералов эполеты были с бахромой и звёздами.

В 1854 году русские офицеры получили дополнительно к эполетам погоны с просветами. Обер-офицеры с одним просветом, штаб-офицеры - с двумя. Звёздочками статус офицера отличался подобно нынешнему. Эполеты в российской армии неоднократно отменялись и вводились вновь.

Сразу после революции 1917 года погоны были отменены, а знаки отличия заменены треугольниками, квадратиками, прямоугольниками и ромбиками, носимыми в петлицах . В 1943 году Приказом Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталина Советская Армия вернулась к форме одежды и воинским званиям старой русской армии времён Второй мировой войны. Тогда же у нас вновь появилась гвардия. Советская Армия была лучшей в мире и оставалась таковой до конца 80/>/>-х годов прошлого столетия.

Шло время. Проходили годы, столетия, тысячелетия. Менялись формы организации человеческого общества, типы государств. Однако оставалось неизменным их основное предназначение – защита свободы, независимости жизни и имущества граждан, территории их проживания. Менялась символика Вооружённых сил, мундиры, знаки различия воинов, техника и вооружение. Но защитник Отечества во все времена у всех народов Земли оставался самым значимым, почитаемым в обществе, независимо от того назывался он просто воином, ратником, дружинником, дворянином, солдатом или генералом. Ведь этот человек был готов пожертвовать собой во имя других людей, сограждан, Отечества! Защита Отечества всегда считалась самой важной службой народу. Профессия офицера всегда была очень престижной. Совсем недавно лучшей партией для девушки считалось выйти замуж за офицера. Юношей, не служивших в армии, девушки считали неполноценными. Проводы в армию новобранцев были настоящим праздником. Что же произошло в последнее время в России? Почему так резко изменилось отношение к армии и военной службе?

Всем хорошо известно, что армия – самый консервативный государственный институт. Воины клянутся в верности своему правительству и более других граждан готовы к защите его и представляемого им общественно-государственного строя. Именно поэтому после революции 1917 года была распущена старая российская армия и сформирована новая Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА), служащая новому политическому режиму – Советской власти. По той же причине в 90-х годах была подвергнута очернению, унижению, сокращению, а далее, по сути, уничтожению Советская Армия, по своим боевым качествам лучшая в мире, победившая практически в одиночку фашизм, показавшая пример для подражания всем государствам нашей планеты. Однако, как уже отмечалось, вражда отдельных личностей и государств, война – к великому сожалению - вечный спутник человечества. Российская армия непременно будет возрождаться, и будет меняться к лучшему отношение нашего общества к человеку в мундире, ибо это - закон жизни! Попытка пренебречь этим законом, законодательно запретить ведение войны и её пропаганду – есть чистое лицемерие или полное невежество. Природу человеческую способен изменить, разве только, Господь Бог! Борьба живых существ, война неотменимы как и сама смерть! Иное дело, что она сегодня может вестись так называемыми «гуманными» способами, без явного кровопролития. Однако людей можно убивать не только физически, но и морально, духовно! И тот, кто отказывается от роли защитника Отечества, солдата в самом широком смысле, записывается не в дезертиры, а в жертвы. Рано или поздно война его настигнет. Особо важно это понять сегодня, когда мир горит в огне объявленных и не объявленных, горячих и холодных войн. Важно как можно раньше определиться – осознать свою принадлежность к близкому по духу «войску» и научиться боевому искусству. Важный социальный смысл войны состоит в том, что она заставляет человека понять и утвердить свою принадлежность к обществу. Ведь война – дело общественное, коллективное, направленное на общую цель – либо на сохранение своего государства, своей цивилизации; либо на увеличение его мощи, территории, ресурсов. То есть, она способствует сплочению, усилению народа, росту его жизнеспособности. Отказ граждан от защиты Отечества, неготовность к ней – свидетельство вырождения нации, утраты ею жизненной силы и приближения её гибели!

Смирнов И.П., писатель



Другие произведения автора можно читать и слушать на сайтах автора. Моя ссылка Моя ссылка 2 Моя ссылка 3
0

#2 Пользователь офлайн   Смирнов Игорь Павлович 

  • Энтузиаст
  • PipPipPipPip
  • Группа: Суперпользователи
  • Сообщений: 89
  • Регистрация: 01.11.2012

Отправлено Wednesday, 02.01.2013 - 13:47

ЧЕЛОВЕК, ВОЙНА, АРМИЯ


Добро и зло воюют. Мир в огне.

(Омар Хайям)

Вражда – отец вещей.

(Гераклит)



Уже философы древности хорошо понимали, что сама жизнь является постоянной борьбой за существование индивида, за сохранение рода, вида, семьи, племени, государства и т.д. Приходя в этот мир, мы принадлежим к какой-то человеческой общности, которым всегда что-то или кто-то угрожает. Мы просто обречены рано или поздно встать на защиту своих или чьих-то интересов, включиться в борьбу, стать участниками каких-то битв. Сегодня многие любят рассуждать о пацифизме, о том, что мир во всех случаях лучше войны. При этом часто ссылаются на миролюбие христианства, на проповеди Христа, на Библию. Однако при этом забывают о том, что Христос в своих проповедях говорил чаще всего не о мире в смысле времени покоя, отсутствия войны, боевых действий, а о мире в смысле горнем, космическом, всеобъемлющем, духовном. Дело в том, что произошла путаница. Эти два понятия, выражаемые одним словом, до революции 1917 года и соответствующих реформ русского языка отличались написанием слова «мир». Форма «мир» означало покой и отсутствие войны, а форма «мiр» - мир космический. Нельзя забывать и о том, что само христианство ведёт многовековую войну с Антихристом и его последователями, желая погибели Сатане и, скорбя и молясь за обманутых им. «Не мир принёс я вам, но меч!» - говорил И. Христос. Говоря о миротворцах, он имел в виду творцов мира духовного. Да и словосочетание «Бог Савоаф», упоминаемое неоднократно в Библии, переводится с древнееврейского языка как Бог воинства. Иными словами, христианское учение нельзя считать пацифистским, в принципе отрицающим войну и призывающим к миру любым путём! Вспомним хотя бы благословение Сергием Радонежским своих иноков на борьбу с татарами на Куликовом поле или святого Георгия, предводителя небесного воинства, особо почитаемого в России!

Является неопровержимым фактом, что человечество на протяжении всей своей истории вело войны. Это легко доказывается примером нашей страны. Россия в силу своего геополитического положения на протяжении всей своей истории постоянно воевала со своими соседями на Западе, на Юге и на Востоке. Подсчитано, например, что от Куликовской битвы (1380 год) до Брест-Литовского мира (1918 год) Россия провела в войнах 334 года, в том числе воевала 134 года не «один на один», а против различных союзов и коалиций. Соперничество с некоторыми государствами продолжалось столетиями. Наиболее напряжёнными оказались XVI и XIX века. Со Швецией было 8 войн, занявших 81 год; с Польшей -10 войн (64 года); с Турцией – 12 войн (48 лет); с Крымским ханством – 8 войн (37лет); с Персией – 4 войны (26 лет) и т.д. О двух жесточайших Мировых войнах XX века, унёсших десятки миллионов человеческих жизней, знает каждый! Да и сегодня мы живём далеко не в мирной среде! О войнах в Югославии и на Ближнем Востоке: в Ираке, в Афганистане, в Ливии, в Тунисе, в Египте, в Сирии тоже всем хорошо известно. Никак не оставляют в покое и Россию наши мировые соперники и «доброжелатели». «Нельзя не согласиться, что против нас сегодня ведётся полномасштабная война», - ещё несколько лет назад сказал бывший Министр обороны С. Иванов. «В мире идут завуалированные торговые войны!» - недавно признал Президент Путин. Не раз повторял в своих проповедях это и Патриарх Кирилл. Иное дело, что современные войны часто и ведутся современными методами, например, воздействием не на материю, плоть, а на сознание людей! Так что слова Омара Хайяма «Мир в огне!» и сегодня актуальны, ибо, как и древнее латинское изречение «Хочешь мира, готовься к войне!» предупреждают нас о необходимости быть всегда начеку.

О возможных происках врагов люди думали, начиная с глубокой древности, поэтому ещё в те далёкие времена и начали объединяться в сообщества. Семья, род, племя, союз племён, государство – вот основные ступени развития человеческого общежития. Первоначально единственной целью объединения была потребность сохранения человека как биологического вида, защита его от подстерегающей на каждом шагу опасности – диких зверей и агрессивных соседей. С тех пор прошли тысячелетия, но защита человека от внешних и внутренних врагов и ныне является основной задачей человеческого объединения, которое сегодня называется государством. Порой, к сожалению, мы забываем об этом.

На заре цивилизации в защите соплеменников, потомства, жилища, охотничьих угодий принимали участие все члены сообщества, в том числе и женщины. Недаром сохранилась память о женщинах-воительницах – сиренах и амазонках. При необходимости и стар и млад становились воинами, брали в руки оружие и шли на битву. Надо сказать, что люди древности были более ответственны за судьбу своего сообщества, чем нынешние. В те времена всякого рода уклонистов жестоко наказывали, например, изгоняли из племени и они, незащищённые, погибали в зубах у хищников или людоедов из соседнего племени. Для наших предков признание всеобщей воинской обязанности было очевидным. Это было узаконено на уровне морали. Юриспруденции тогда не существовало, и люди обходились моральным регулированием своей жизни. Поскольку человек как биологический вид сохранился до ныне, не погиб в грызне индивидов, моральное регулирование его жизни в сообществе было достаточно эффективным.

Интересно отметить, что по мере развития человеческого вида от первобытного состояния до сегодняшнего - «гомо сапиенс», жестокость и массовость убийств в вооружённых столкновениях непрерывно возрастали. Разве мог лучник или меченосец поразить в бою столько противников как один пулемётчик, а, тем паче, пилот самолёта, несущего ядерный заряд!?

Ещё тысячи лет назад в процессе вооружённых столкновений кто-то из сообщества выделялся силой, храбростью, умением организовать битву и становился авторитетом, лидером, получал возможность диктовать свою волю соплеменникам. Его называли вождём, князем, ханом, королём или царём. То есть, сама власть, как таковая, как возможность навязывать свою волю другим людям, возникла в процессе разрешения военных конфликтов в военной среде как естественное последствие извечной борьбы живых существ. Разве не прав Гераклит, утверждавший, что вражда есть отец вещей – начало начал! А безвластие, анархия, хаос непременно ведут к гибели всякое человеческое сообщество.

На каком-то этапе развития человеческого общества произошло разделение труда, в нём возникла специализация его членов. Появились: пахари, ремесленники, духовенство. Особую группу составили люди, основным занятием которых стала вооружённая борьба, защита соотечественников от посягательства на их жизнь, свободу и имущество. Эти люди и внешне стали отличаться от других ношением оружия и другими воинскими атрибутами. Объединившись вокруг лидера, вождя, они стали особо почитаемыми, как выполняющие наиболее важную, ответственную и опасную функцию – вооружённую защиту сообщества от врагов. Так, начиная с самой глубокой древности до совсем недавних пор, во все времена и у всех народов Земли человек, посвятивший себя защите других людей, Отечества, готовый ради этого пожертвовать жизнью, стал самым уважаемым и почитаемым среди сородичей, соплеменников, сограждан! Воинская служба стала самой почётной, привилегированной и высоко ценимой обществом.

В древней Руси воинское сословие – члены княжеской дружины назывались людьми чести, в отличие от мужиков и холопов. Существует гипотеза, что слово «честь» произошло от слова «часть» - дружинник имел право на часть военной добычи. Со временем оно трансформировалось в «честь» и перешло из материальной сферы в духовную, нравственную. Понятие «честь» стало близко по содержанию к понятию «достоинство» - оценка личности обществом и самооценка, соответственно. Именно в воинской среде сформировался и Кодекс чести – правила поведения человека. Невыполнение этих правил лишало человека уважения соратников, вело к позорному изгнанию из их среды. Бесчестие часто могло окончиться не только муками Совести и Стыда провинившегося, но и его самоубийством. Честь и достоинство – ценности духовные, а высокая их значимость в человеческом обществе – яркое свидетельство его высокой духовности, высокого уровня развития в нравственном смысле! К большому сожалению, в настоящее время в нашей стране, как и высокая духовность и высокая нравственность, понятия «честь» и «достоинство» многими нашими согражданами совершенно забыты! В результате буржуазных реформ наше общество ускоренными темпами деградирует!

Высшее дворянское, изначально воинское, сословие в старой России родилось из княжеской дружины. В Своде законов Российской империи говорилось: «дворянское название есть следствие, истекающее из качества и добродетелей начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами; обращая саму службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное». Отсюда и общий титул всех дворян - «Ваше благородие», подчёркивающий принадлежность человека к роду, принесшего признанное обществом благо своему Отечеству.

Первоначально в интересах обеспечения высокой боеготовности служилые люди и жили при дворе князя. Отсюда произошёл термин «дворянство», который в письменных источниках появился в XII веке. По мере расширения Московского княжества количество дворян росло. Им стали раздавать участки земли под условие службы, как тогда говорили: «людио, конио и оружио». Дворяне были обязаны по зову князя явиться к нему вооружёнными, на лошадях вместе с ратниками, набранными из мужиков. Главной службой дворян считалась военная, но со временем они стали исполнять и другие государственные должности: судебные, налоговые, посольские. Право владеть населёнными крестьянами землями связывалось с непременной обязанностью служить князю, царю и Отечеству. Указом Петра I от 1701 года определялось, что «все служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет». Служили дворяне во времена Петра пожизненно!

Заметим, что воин во все времена, кроме нынешних, в России не работал, а именно служил! Работник может покинуть место работы по своей воле, военный человек место службы – только по разрешению командира или начальника! Дисциплина воинская не может даже сравниваться с трудовой! Потому и оплата услуг человека военного всегда называлась денежным содержанием (довольствием), а не зарплатой! Думается, что нынешнее приравнивание военной службы к труду способствует дальнейшему падению военной мощи и, соответственно, военной безопасности нашего государства и народа. А служба своему народу нисколько не унижает, а даже возвышает человека. Кстати, материальное благосостояние, богатство нашими предками рассматривалось, как условие экономической независимости и возможности целиком посвятить себя общественной, государственной службе, а не как возможность наслаждаться прелестями жизни, как это делают сегодняшние богачи! Может быть, следует вспомнить о забытой традиции!?

Служба царю и Отечеству обеспечивала воину приоритет перед другими гражданами государства. Так, Указом Петра I предписывалось, чтобы «каждый давал первое место и почести каждому обер-офицеру», то есть служащему дворянину. Чем выше был чин служилого дворянина, который обычно соответствовал заслугам перед Отечеством, тем больше почестей получал человек. Разве это несправедливо!? Так, например, полковник имел право ездить по столице империи на тройке лошадей, а не служащий князь только на паре. Служилое дворянство было потомственным, то есть передавалось по мужской линии наследникам. Это порождало интерес к происхождению и истории рода, к заслугам предков, гордость своим родом, готовность защищать честь личную и предков, удерживало от аморальных поступков и, наконец, воспитывало патриотизм – любовь к Родине и готовность встать на её защиту!

История дворянского, служилого рода оформлялась в виде письменной родословной, генеалогического дерева, родового герба. Честь служилого человека (высокая его оценка обществом) воспринималась им и согражданами как объективная реальность, вызывающая к нему особое доверие. Нарушение правил чести рассматривалось обществом как чрезвычайное происшествие. Утрата чести была, по сути, общественной смертью человека. Недаром самой высоко ценимой клятвой дворянина были слова: «Клянусь честью!» Дворянский Кодекс чести способствовал утверждению высокой морали вначале в дворянской среде, а затем и во всём обществе. От дворянства правила поведения распространялись и в купеческую среду, и в духовную, и в мещанскую, и в крестьянскую; ибо дворянство - высшее сословие, элита общества было образцом для подражания.

Атрибутом, позволяющим отличать человека служилого, уже в средние века служила особая одежда-мундир. Отношение общества к мундиру было всегда почтительным, любовным. Он служил символом воинской доблести, чести, боевого товарищества. В советское время ещё бытовало мнение, что отдание воинской чести военнослужащим не есть выражение особой чести человеку в мундире, а выражение почтения мундиру как символу Вооружённых сил страны и высшему воинскому званию, свидетельствующему о больших заслугах перед Родиной.

В России всегда очень серьёзно относились к военной форме одежды, к мундиру. В своё время всякое изменение формы санкционировалось самим императором. Военная форма всегда, вплоть до недавних времён, была самой нарядной и привлекательной мужской одеждой. Впрочем, не только мужской. Даже русские императрицы с гордостью носили её по торжественным случаям. Хорошо известны, например, парадные портреты Екатерины II в форме офицера Преображенского полка. Не говоря об императорах, в военную форму с малых лет одевались наследники русского престола. Вспомним хотя бы портрет последнего царевича Алексея. Интересно отметить, что, начиная с Петра I , российские императоры довольствовались званием «полковник».

Известно, что все русские великие князья и императоры с раннего детства обучались военному делу, имели воинские звания, военные награды, которыми очень гордились. Со времён Александра Невского, а может быть, даже ранее, существовало учебное пособие по воинскому воспитанию будущего правителя Земли русской, и занимались этим самые выдающиеся бояре. Последний российский император Николай II проходил воинскую службу в Четвёртом лейб-гвардии императорской фамилии стрелковом полку, располагавшемся в Царском Селе на месте нынешнего военно-морского института. Там же проходили службу в XIX веке все представители Дома Романовых мужского пола. Многие из них были выдающимися военачальниками.

Но вернёмся к военному мундиру. За соблюдением правил ношения военной формы во все времена, не исключая и советских, существовал строгий контроль. Виновные строго наказывались, что опять же свидетельствует о том, что военнослужащие пользовались особым вниманием властей. Например, великий русский поэт и гвардейский офицер М.Ю. Лермонтов за ношение неформенной гусарской сабли был наказан тридцатью сутками ареста с содержанием на царскосельской гауптвахте. Пристрастие к военному мундиру в русском обществе было так велико, что право на его ношение рассматривалась как высокая награда, большая честь! Этим правом специальным указом царя награждались дворяне за особые заслуги перед Отечеством. Кстати и в советское время не всем военнослужащим после увольнения из Вооружённых сил давалось это право. В приказе об увольнении особо указывалось: «Уволен с правом ношения военной формы».

Русские военные мундиры со временем изменялись, приспосабливались к потребностям каждого вида и рода войск. Повседневные отличались от парадных покроем и фурнитурой. Как уже говорилось, всякие изменения в форме утверждались высшими военными авторитетами. Но никогда военную форму одежды не доверялось конструировать людям не компетентным в военном деле и, тем паче, модным портным, как это делается сегодня, когда знак воинского отличия - погон, по определению предназначенный для ношения на плече, помещён на живот! А традиционная одежда русского солдата – серая шинель, фуражка и сапоги ныне заменены на американские образцы, совершенно непригодные для наших климатических условий и не обеспечивающие высокую боеготовность родов войск, несущих постоянное боевое дежурство. Гражданское руководство министерства обороны может и не знать, что армия существует не для показухи, парадов и разгона протестующих толп народа! Увы, слепое и бездумное подражание Западу со времён Петра I далеко не всегда было полезно России, а отказ от национальных традиций совсем не способствует росту патриотизма граждан!

Первые сведения о военных мундирах России относятся к 1661 году, когда каждый из стрелецких полков был одет в кафтан, сапоги и шапки своего особого цвета. В те времена офицеры от солдат отличались только покроем мундира. Знаки отличия в русской армии менялись многократно. Думается, особо интересна история погон – наплечных знаков различия, носимых на военной форме одежды.

Погоны и эполеты появились в русской армии в 1732 году. Первоначально они имели вид жгутов, сплетённых из металлических нитей. Словарь В.И. Даля гласит: «Погон – тесьма или ремень для носки через плечо; полоса, нашиваемая на плечо мундира». Таким образом, слово «погон» неразрывно связано с плечом человека. Ремень для носки ружья и военной сумки тоже называется погон! «Эполет – наплечник, наплечье; украшение военных в виде защиты плеча от сабли». Как видим, и погон и эполет первоначально имели вполне практическое назначение.

В 1827 году в русской армии были установлены отличия офицерских званий звёздочками на эполетах. Прапорщик на погонах и эполетах носил одну звёздочку, подпоручик – две, поручик – три, штабс-капитан – четыре, капитан звёздочек не носил, майор носил две звёздочки, подполковник – три, полковник носил погоны и эполеты без звёзд. У генералов эполеты были с бахромой и звёздами.

В 1854 году русские офицеры получили дополнительно к эполетам погоны с просветами. Обер-офицеры с одним просветом, штаб-офицеры - с двумя. Звёздочками статус офицера отличался подобно нынешнему. Эполеты в российской армии неоднократно отменялись и вводились вновь.

Сразу после революции 1917 года погоны были отменены, а знаки отличия заменены треугольниками, квадратиками, прямоугольниками и ромбиками, носимыми в петлицах . В 1943 году Приказом Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталина Советская Армия вернулась к форме одежды и воинским званиям старой русской армии времён Второй мировой войны. Тогда же у нас вновь появилась гвардия. Советская Армия была лучшей в мире и оставалась таковой до конца восьмидесятых годов прошлого столетия.

Шло время. Проходили годы, столетия, тысячелетия. Менялись формы организации человеческого общества, типы государств. Однако оставалось неизменным их основное предназначение – защита свободы, независимости жизни и имущества граждан, территории их проживания. Менялась символика Вооружённых сил, мундиры, знаки различия воинов, техника и вооружение. Но защитник Отечества во все времена у всех народов Земли оставался самым значимым, почитаемым в обществе, независимо от того назывался он просто воином, ратником, дружинником, дворянином, солдатом или генералом. Ведь этот человек был готов пожертвовать собой во имя других людей, сограждан, Отечества! Защита Отечества всегда считалась самой важной службой народу. Профессия офицера всегда была очень престижной. Совсем недавно лучшей партией для девушки считалось выйти замуж за офицера. Юношей, не служивших в армии, девушки считали неполноценными. Проводы в армию новобранцев были настоящим праздником. Что же произошло в последнее время в России? Почему так резко изменилось отношение к армии и военной службе?

Всем хорошо известно, что армия – самый консервативный государственный институт. Воины клянутся в верности своему правительству и более других граждан готовы к защите его и представляемого им общественно-государственного строя. Именно поэтому после революции 1917 года была распущена старая российская армия и сформирована новая Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА), служащая новому политическому режиму – Советской власти. По той же причине в 90-х годах была подвергнута очернению, унижению, сокращению, а далее, по сути, уничтожению Советская Армия, по своим боевым качествам лучшая в мире, победившая практически в одиночку фашизм, показавшая пример для подражания всем государствам нашей планеты. Однако, как уже отмечалось, вражда отдельных личностей и государств, война – к великому сожалению - вечный спутник человечества. Российская армия непременно будет возрождаться, и будет меняться к лучшему отношение нашего общества к человеку в мундире, ибо это - закон жизни! Попытка пренебречь этим законом, законодательно запретить ведение войны и её пропаганду – есть чистое лицемерие или полное невежество. Природу человеческую способен изменить, разве только, Господь Бог! Борьба живых существ, война неотменимы как и сама смерть! Иное дело, что она сегодня может вестись так называемыми «гуманными» способами, без явного кровопролития. Однако людей можно убивать не только физически, но и морально, духовно! И тот, кто отказывается от роли защитника Отечества, солдата в самом широком смысле, записывается не в дезертиры, а в жертвы. Рано или поздно война его настигнет. Особо важно это понять сегодня, когда мир горит в огне объявленных и не объявленных, горячих и холодных войн. Важно как можно раньше определиться – осознать свою принадлежность к близкому по духу «войску» и научиться боевому искусству. Важный социальный смысл войны состоит в том, что она заставляет человека понять и утвердить свою принадлежность к обществу. Ведь война – дело общественное, коллективное, направленное на общую цель – либо на сохранение своего государства, своей цивилизации; либо на увеличение его мощи, территории, ресурсов. То есть, она способствует сплочению, усилению народа, росту его жизнеспособности. Отказ граждан от защиты Отечества, неготовность к ней – свидетельство вырождения нации, утраты ею жизненной силы и приближения её гибели!

Смирнов И.П., писатель



Другие произведения автора можно читать и слушать на сайтах.
0

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему